Зачем нужны резервы и какие они бывают
.Зачем нужны резервы и какие они бывают.
Планирование упрощает жизнь. Вы согласны? Чаще всего в начале года мы планируем бытовые расходы, которые неизбежны. Страховка, ежемесячные счета, покупка движимого и недвижимого имущества. Это позволяет распределить и увидеть полную картину годового потребления. Так мы минимизируем риски.
В предпринимательской деятельности степень рисков выше. Экономические, правовые, репутационные риски — от них зависит показатель рентабельности предприятия. Для того чтобы их сократить создают резервы — заранее резервируют некоторую сумму, которая покроет непредвиденные возможные обязательства.
В бухгалтерском учете резервы формируют для того, чтобы не завышать в балансе стоимость активов и не занижать величину обязательств. В налоговом учете для того, чтобы отдельные затраты списывались равномерно в течение года, а не одной суммой. Единовременное списание крупных расходов может привести к резкому увеличению затрат и стать причиной убытка.
⠀
По экономическому смыслу и целям создания резервы можно условно разделить на две группы – оценочные резервы, связанные с уценкой активов и оценочные обязательства.
- Оценочные резервы устанавливаются на основании оценки, максимально соответствующей текущим рыночным условиям.
— под снижение стоимости материальных ценностей. Производственные запасы, запасы сырья и готовой продукции могут морально устаревать, не использоваться или приняты к учету дороже стоимости продаж. В этом случае за счет финансовых результатов создается резерв на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимости запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
— под обеспечение финансовых вложений. Рынок ценных бумаг, проценты от займов, вложения в уставный капитал сторонних организаций — это цикличные вложения. Их необходимо анализировать. Если на отчетную дату и предыдущую дату учетная стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости, то резерв создается на эту разницу.
— по сомнительным долгам. Предприятие ведет торговлю в кредит. Отдельные клиенты отказываются оплачивать счета. Это безнадежные долги. Но убытки по ним должны быть отражены в учете как реализационные расходы за тот же период, за который отражаются реализационные доходы. Но в момент отпуска продукции в кредит, предприятие не знает, сколько клиентов не оплатят счета. Поэтому необходимо приблизительно рассчитать, какая часть дебиторской задолженности окажется сомнительной в будущем отчетном периоде и когда наступит срок ее погашения..
На эти цели в начале года предприятие создает некий резервный фонд для покрытия своих возможных убытков. Для этого требуется собрать и проанализировать значительный объем информации. Например, при определении размера резерва по сомнительным долгам, важно иметь классификацию сумм дебиторской задолженности по срокам давности. Основанием для определения суммы резерва на снижение стоимости ценных бумаг являются текущие и фьючерсные рыночные котировки.
У бухгалтера сложная профессия? Да, он должен быть еще и аналитиком. Но именно это качество позволяет хорошему бухгалтеру видеть финансовый результат деятельности организации.
- На предприятии есть еще и обязательства, по которым не определены суммы погашения и даты исполнения. Это события, которые в будущем точно наступят и можно примерно оценить расходы, связанные с наступлением данных событий
- обязательства по будущей оплате отпусков. Сотрудники будут отдыхать через несколько месяцев, а сумму будущих отпусков организация уже сейчас признает в расходах и откладывает на будущее. Ведь по статистики, большинство сотрудников в отпуск идут летом. И если списать на издержки производства сразу приличную сумму отпускных это приведет к образованию убытков.
- возврат денег недовольным клиентам. Магазин розничной торговли на сайте публично заявляет, что проводит возврат потраченных денег недовольных покупкой клиентов. Из опыта прошлых продаж известно, что найдется определенная часть покупателей недовольных покупкой, желающих вернуть свои деньги.
- резерв на затраты по реструктуризации. Организация планирует закрыть филиал. Будут уволены работники, которым необходимо выплатить выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск. Может случиться что, придётся заплатить штраф контрагентам за расторжение договоров. Для формирования данного резерва у компании должен быть разработан подробный план реконструкции, определяющий предстоящие расходы.
Признание оценочного обязательства сопровождается признанием расхода.
Оценочные обязательства отражаются на счете 96: по кредиту отчисления в резерв, а его использование или восстановление учитывается по дебету указанного счета. В бухгалтерской отчетности долгосрочные и краткосрочные обязательства должны представляться раздельно.
Все обязательства и расходы организации должны быть отражены в отчетности без каких-либо исключений иначе чистая прибыль будет завышена. Если резерв создан, то указанные траты списываются за счет него. В расходы вне резерва следует списать только превышение затрат над величиной резерва.
В налоговом законодательстве создание резервов позволяет организации сберечь свои оборотные средства. Благодаря резервам уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки. Главой 25 НК РФ разрешено включать в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, отчисления в различные резервы. В частности, в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, в резерв под обесценение ценных бумаг, в резерв по сомнительным долгам.
Организация самостоятельно решает, создавать ли ей резервы и какие именно. Правила формирования и учета резервов закрепляются в учетной политике.
Учёт резервов позволит вести бизнес спокойно, без авралов и внештатных ситуаций.
Смотрите также: