Бухучет в медицинской компании/организации

Сегодня разберем «Бухучет в медицинской компании/организации».

Сфера медуслуг специфична, и организации, работающие в данной области должны иметь пакет разрешительной документации. Другими словами, медицинский бизнес является лицензируемым, но это не единственная особенность. Отличается от стандартного налоговый и бухгалтерский учет, если деятельность компании связана с оказанием мед. услуг, консультированием, производством или распространением препаратов, касается это и смежных сфер. В данной статье выясним, с чего начинается учет, разберем основные черты бухучета в медицинских организациях (МО), укажем на сложные моменты и нюансы.

Приказ об учете в МО

Частные мед. центры обычно выбирают формы хозяйствования ИП или ООО. Учет начинается с формирования политики, которая определяется руководителем или собранием учредителей. Подписывается соответствующий приказ. Документ разрабатывается штатным бухгалтером или привлекаются сторонние специалисты в рамках аутсорсинга. Такая практика в наше время применяется все чаще, так как важно, чтобы вся первичная документация была составлена в строгом соответствии с действующими нормами законодательства. Справиться с такой задачей смогут только профессионалы. Несмотря на это, некоторые частные предприниматели берут на себя обязанности бухгалтера и работают над созданием таких бумаг самостоятельно.

Учет активов

Медицинские инструменты, расходные материалы и медикаменты подлежат строгому учету. Все МО должны оформлять следующие стадии: поступление, расходование, реализация, списание. Чтобы заказать те или иные препараты, нужно иметь разрешение, то же касается хранения и распространения. Нужно ориентироваться на статью 55 закона №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Учет упомянутых средств производится в составе МПЗ (материально-производственные запасы), для отражения этих активов используется счет 10. Товар осматривается и проверяется на соответствие качества, только после этого подписываются накладные, выдаются чеки; все документы сохраняются.

Списание средств

Расходные материалы и лекарства имеют срок годности, и время от времени необходимо списание препаратов. В каждой МО должны проводиться проверки на выявление просроченных лекарственных средств. Составляется акт, после чего происходит возврат поставщику или утилизация. Возможно списание устаревших инструментов и техники при поступлении новой. В этом случае используют метод ФИФО, который заключается, что списываются сначала те предметы и материалы, которые поступили ранее всего, то есть соблюдается очередность.

Препараты и профильные расходные материалы

В МО осуществляется непрерывный контроль целостности и качества расходных мед. материалов и лекарственных средств в соответствии с действующим законодательством. В рамках бухучета также предусмотрен количественный мониторинг. Здесь все МПЗ разделяются на две группы: обычные и препараты особого назначения (ПОН). Порядок проведения плановых инвентаризаций регламентируется №3-ФЗ. К ПОН относят психотропные, наркотические, опасные вещества; в их отношении регламент регламентом предусмотрено:

В каждой МО имеются специализированные приборы, техника, приспособления; одни из них используются для непосредственно оказания помощи или проведения процедур, другие имеют второстепенное значение. Каждая единица мед. оборудования рассматривается как инвентарный объект. Факт поступление новой техники фиксируется, составляется накладная, акт приема-передачи, карточка ОС-6 (основные средства). В накладной отображается наименование устройства, информация о поставщике, стоимость. В акте – инвентарный номер, сроки использования, поверочные интервалы, амортизационные данные. В некоторых случаях используют не карточки ОС, а единый журнал всех средств ОС-6б, подобная практика чаще встречается в малых мед. учреждениях.

Финансовый учет

Финучет в МО имеет свою специфику, подобные организации создаются с целью получения прибыли, и имеют вполне легальную основу. Лицензия на осуществление подобной деятельности выдается в соответствии с №129-ФЗ. Каждый день открываются новые частные клиники, пункты оказания помощи, оздоровительные центры, лаборатории. Считается, что ООО на сегодняшний день – самая распространенная организационно-правовая форма для МО, но при открытии, например, стоматологического кабинета логичней зарегистрировать ИП.

План счетов по данным Минфина

Проводить коммерческую деятельность в мед. сфере без регистрации запрещено по закону, и даже частная мед. практика требует лицензирования. Предприятия с государственным финансированием оказывают помощь бесплатно, ориентируясь на полис, который дает гражданам право на лечение. Нужно помнить о том, что при организации бухучета в МО нужно придерживаться плана счетов, который был утвержден Министерством финансов РФ №94. В этом документе дается следующая структура расходов:

Нужно учитывать то, что некоторые мед. услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) по статье 149 НК РФ. По этой причине ведутся два листа учета. Бухгалтерия может использовать ПБУ 10/99, чтобы упростить признание расходов и списание. Доходы обычно указываются по счету 90, когда факт оказания мед. услуги считается состоявшимся. Выручка аккумулируется, выводится окончательная сумма и заносится в отчет.

Налоговый учет в МО

Медицинские компании работают по общей системе налогообложения (ОСН) или по упрощенной (УСН). Для небольших учреждений лучше подходит «упрощенка» (единый налог), для крупных – ОСН (отдельный расчет по налогам на прибыль). Организации мед. профиля имеют обязательства наравне с другими налогоплательщиками. Страхование и налоги по ЗП также являются обязательными для МО. Также нужно помнить про своевременную уплату НДФЛ в бюджет. Налоговый учет, как и бухгалтерский, также может быть осуществлен посредством привлечения сторонних организаций. Профессиональная поддержка может быть оказана ситуативно или на постоянной основе.

Также по теме:

«

Спасибо! Ваша заявка отправлена!