Расходы. Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Кто-то раздражительно бросит – это мой кошмар. А кто-то улыбнется – дружба с расходами увеличивает доходы. Слово одно, но как по-разному мы к нему относимся.
Хочу жить сегодняшним днем. Такая позиция часто встречается не только при планировании семейного бюджета, но и у руководителей компаний.
Получил прибыль = Получил удовольствие. Собственник бизнеса решил отдохнуть. Взял деньги из кассы, но ресурсов бизнеса не учел. А по возвращении начался кассовый разрыв. Распространенная ситуация. Такие компании долго на рынке не существуют.
Руководство бизнесом можно сравнить с управлением автомобилем. Вести машину с навигатором удобнее и быстрее. Проложил маршрут, рассчитал топливо, увидел сколько осталось до цели. Попал в пробку. Навигатор покажет новый маршрут. Бизнес-навигатор – это управленческий учет. Финансовый директор закладывает показатели маршрута на год, составляя финансовый план. Если план не сошелся с фактом, ежемесячно меняет параметры бизнес-карты.
Бюджет доходов и расходов – это отчет о прибылях и убытках за бюджетный период. Показывает планируемую эффективность хозяйственной деятельности каждого подразделения. Помогает оптимизировать расходы и налоговые отчисления в бюджет, определить рентабельность, резервы формирования и увеличения прибыли.
Для его составления анализируют:
Выручку или доходы от обычных видов деятельности (произведение плановых цены и объема реализации по каждой ассортиментной продукции) и прочих доходов (поступления от сдачи в аренду, % по выданным займам).
Расходы по обычным выдам деятельности (себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы) и прочие расходы (командировочные, представительские, налоги).
Финансовый результат. Разница между доходами и расходами. На основании изучения данных показателей можно определить упущения в деятельности во избежание более критических последствий. Предприниматель запланировал за первое полугодие выполнить 60% годового плана продаж, но по факту процент выполнения оказался ниже. Проанализировал ситуацию, перераспределил финансовые потоки и годовой план выполнил.
2) План денежных поступлений и выплат – указывает источники доходов и направление расходов. Планирование денежного потока позволяет избежать кассового разрыва – ситуации, когда бизнес прибыльный, но денежных средств на покрытие текущих расходов не хватает.
Для составления плана учитывают прибыль от основной деятельности, амортизацию, разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестиционные доходы, полученные кредиты и их обслуживание. Учитывают последовательность сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.
Балансовый план отражает состояние активов и пассивов компании в конце планового периода. Разность активов и пассивов дает оценку собственной стоимости капитала предприятия (стоимость имущества предприятия за вычетом всех его обязательств).
Финансовый план показывает руководителю представления, что ожидает бизнес в лучшем, в худшем случае и что делать при различных сценариях. Какие будут цены на товары или услуги в запланированном периоде. Будет ли рост (падение) цен, при каких условиях. Планировать ли расширение рынков сбыта. Какие суммы потратить на привлечение клиентов. Такой расширенный план составляет финансовый директор и только с привлечением всех подразделений компании. В последнее время эту функцию передают удаленным финансистам с аутсорса.
Но общий алгоритм планирования остается неизменным:
Все просто? Нет. При составлении финансового плана начинающие предприниматели совершают одни и те же ошибки:
Планирование без анализа бюджета. Для того чтобы ставить долгосрочные планы, нужно точно знать как часто и откуда приходят средства, куда тратятся, от чего можно отказаться, при необходимости оптимизировать, какой доход это принесет. Сначала анализ, потом план.
Игнорирование инфляции. При составлении долгосрочного плана не учитывается обесценивание денег из-за этого рост цен.
Игнорирование обязательных финансовых платежей. Расширение бизнеса, модернизацию оборудования можно планировать, только закрыв обязательные платежи по заработной плате, кредитам и т.д.
Не учитывать финансовое развитие. Получая один и тот же доход, невозможно развиваться. Для того, чтобы планировать бизнес на долгосрочной основе, необходимо закладывать расходы на развитие, которые дадут прибыль в будущем. Повышать квалификацию своих сотрудников, модернизировать оборудование, внедрять новые технологии.
Зачем планировать расходы организации?. Что вы теперь чувствуете?
Согласны, что с ними необходимо дружить ради доходов? И собственник бизнеса чувствует себя увереннее, когда в начале года знает к чему придет в декабре?
Смотрите также: