Зачем планировать расходы организации

Расходы. Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Кто-то раздражительно бросит – это мой кошмар. А кто-то улыбнется – дружба с расходами увеличивает доходы. Слово одно, но как по-разному мы к нему относимся.

Хочу жить сегодняшним днем. Такая позиция часто встречается не только при планировании семейного бюджета, но и у руководителей компаний. ​

Получил прибыль = Получил удовольствие.​ Собственник бизнеса решил отдохнуть. ​ Взял деньги из кассы, но ресурсов бизнеса не учел. ​ А по возвращении начался кассовый разрыв. Распространенная ситуация. Такие компании долго на рынке не существуют.

Руководство бизнесом можно сравнить с управлением автомобилем. Вести машину с навигатором удобнее и быстрее. Проложил маршрут, рассчитал топливо, увидел сколько осталось до цели. ​ Попал в пробку. ​ Навигатор покажет новый маршрут. ​ Бизнес-навигатор – это управленческий учет. Финансовый директор закладывает показатели маршрута на год, составляя финансовый план. Если план не сошелся с фактом, ежемесячно меняет параметры бизнес-карты.

Финансовый план компании состоит из трех разделов

Бюджет доходов и расходов – это отчет о прибылях и убытках за бюджетный период.​ Показывает​ планируемую эффективность хозяйственной деятельности каждого подразделения. ​ Помогает оптимизировать расходы и налоговые отчисления в бюджет, определить рентабельность,​ резервы формирования и увеличения прибыли.

Для его составления анализируют:

Выручку или доходы от обычных видов деятельности (произведение плановых цены и ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ объема реализации по каждой ассортиментной продукции) и прочих доходов (поступления от сдачи в аренду, % по выданным займам).

Расходы по обычным выдам деятельности (себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы) и прочие расходы (командировочные, представительские, налоги).

Финансовый результат. Разница между доходами и расходами. На основании изучения данных показателей можно определить упущения в деятельности во избежание более критических последствий.​ Предприниматель запланировал за первое полугодие выполнить 60% годового плана продаж, но по факту процент выполнения оказался ниже. ​ Проанализировал ситуацию, перераспределил финансовые потоки и годовой план выполнил.

2)​ План денежных поступлений и выплат – указывает источники доходов и направление расходов. ​ Планирование денежного потока позволяет избежать кассового разрыва – ситуации, когда бизнес прибыльный, но денежных средств на покрытие текущих расходов не хватает.​

Для составления плана учитывают прибыль от основной деятельности, амортизацию, разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестиционные доходы, полученные кредиты и их обслуживание. ​ Учитывают последовательность сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.

Балансовый план отражает состояние активов и пассивов компании в конце планового периода. ​ Разность ​ активов и пассивов ​ дает оценку собственной стоимости капитала предприятия (стоимость имущества предприятия за вычетом всех его обязательств).

Финансовый план показывает руководителю представления, что ожидает бизнес в лучшем, в худшем случае и что делать при различных сценариях.​ Какие будут цены на товары или услуги в запланированном периоде. Будет ли рост (падение) цен, при каких условиях. Планировать ли расширение рынков сбыта. Какие суммы потратить на привлечение клиентов.​ Такой расширенный план составляет финансовый директор и​ только с привлечением всех подразделений компании. ​ В последнее время эту функцию передают удаленным финансистам с аутсорса.

Но общий алгоритм планирования остается неизменным:

  1. оценивается текущая ситуация компании;
  2. перечисляется, куда и сколько тратится, проводится оптимизация;
  3. определяются источники доходов, ищутся пути их увеличения;
  4. сравниваются с доходами;
  5. оцениваются рынки, возможности;
  6. ставятся цели в денежном выражении;
  7. цели разбиваются по кварталам, месяцам, учитывая сезонность и другие факторы.​

Все просто? Нет.​ При составлении финансового плана начинающие предприниматели совершают одни и те же ошибки:

Планирование без анализа бюджета. Для того чтобы ставить долгосрочные планы, нужно точно знать как часто и откуда приходят средства, куда тратятся, от чего можно отказаться, при необходимости оптимизировать, какой доход это принесет. ​ Сначала анализ, потом план.

Игнорирование инфляции. ​ При составлении долгосрочного плана не учитывается обесценивание денег из-за этого рост цен.

Игнорирование обязательных финансовых платежей.​ Расширение бизнеса, модернизацию оборудования можно планировать, только закрыв​ обязательные платежи по заработной плате, кредитам и т.д.

Не учитывать финансовое развитие. ​ Получая один и тот же доход, невозможно развиваться. Для того, чтобы планировать бизнес на долгосрочной основе, необходимо закладывать расходы на развитие, которые дадут прибыль в будущем. Повышать квалификацию своих сотрудников, модернизировать оборудование, внедрять новые технологии. ​

Зачем планировать расходы организации?. Что вы теперь чувствуете?
Согласны, что с ними необходимо дружить ради доходов? И собственник бизнеса чувствует себя увереннее, когда в начале года знает к чему придет в декабре?

Смотрите также:

Спасибо! Ваша заявка отправлена!