Как избежать кассовых разрывов
Сегодня поговорим о том, как избежать кассовых разрывов…
Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет. Знакомо?
Два дня до зарплаты. Заходите в магазин. Видите Его — платье мечты. Завороженно отдаете деньги. Дома, покрутившись возле зеркала, открываете кошелек. Пусто.
Деньги придут только через два дня. Грустно?
⠀
Представьте, что чувствует предприниматель, когда заглядывает в свой кошелек (кассу), а там нет денег. В бизнесе это называется кассовый разрыв. Временная нехватка денег на погашение обязательных расходов.
Что это?
Кассовый разрыв — это не систематическое превышение расходов над доходами. Это временная трудность. Каждый месяц бизнесмен должен платить зарплату сотрудникам, перечислять налоги, производить расчеты с поставщиками. Но если поступления от покупателей пришли не вовремя, а у фирмы нет свободных средств, то денег на все необходимые платежи будет недостаточно.
Чем это грозит? Недовольные поставщики расторгают договора. Штрафы, пени. Подрыв деловой репутации на рынке.
В нашем случае, не имея накоплений, покупка платья приведёт к двум разгрузочным дням.
Предпринимателю же во время кассового разрыва придется договариваться с сотрудниками об отсрочке выплаты зарплаты, вести переговоры с поставщиками или брать кредит для пополнения оборотных средств. В такую ситуацию можно попасть вне зависимости от прибыльности и масштабов бизнеса. Рабочая ситуация.
Причины возникновения кассового разрыва
- Предприятие не имеет достаточного запаса средств на долгосрочные контракты по отсрочке платежа. Заказывает партию товара из Китая. Договаривается о реализации. Но таможня задерживает доставку. За товар обязательно заплатят, но позже. А обязательные ежемесячные платежи никто не отменял.
- Предприятие работает с покупателями в отсрочку. Торговые сети, госкорпорации, государство рассчитываются с поставщиками через месяц, квартал, в конце года. Это связано со сложной системой бюджетирования. Оплата будет, но сейчас сумма поставки заморожена в дебиторской задолженности.
- Особенно подвержены кассовым разрывам компании с сезонным и специфическим бизнесом. У них нет постоянного притока средств. Товары и услуги актуальны в определенный сезон или у малочисленных групп. Если производители мороженого не корректно спланируют бюджет на год, то летняя выручка не покроет затраты зимнего спада.
Как избежать кассового разрыва
- Для того чтобы избежать рассинхронизации прихода и расхода денежных средств, следует планировать все поступления. Фиксировать, когда и сколько денег придет, учитывать будущие расходы на несколько месяцев.
Если в компании выплата зарплаты производится 15 и 30 числа, то не стоит прописывать эти даты в договорах аренды, лизинга и других крупных платежей. Денег может не хватить.
Удобный инструмент — платежный календарь. В его заполнении участвуют все основные подразделения организации. Служба продаж предоставляет информацию о поступлениях. Отдел закупок вносит данные об оплате поставщикам. Бухгалтерия заполняет сведения о зарплате, налогах, кредитных обязательствах.
- Необходимо контролировать и анализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Просить рассрочку у поставщиков. Стимулировать покупателей к совершению предоплаты – предоставлять скидки, бесплатную доставку, подарки при совершении покупки. Сделать так, чтобы вам платили прежде, чем вы сами должны будете заплатить.
- Не допускать затоваривания складов. Приобретать товары в размере, который необходим для текущей операционной деятельности. Иметь легко реализуемый товарный остаток – ликвидные активы
- Поддерживать постоянные обороты на расчетном счете. Пусть будут мелкие операции, но их будет много. Простое правило – чем диверсифицированнее ваш доход, тем он устойчивее.
Предотвратить кассовый разрыв можно, только если информация о его возникновении у вас будет заблаговременно, а не по факту отсутствия денег.
Что делать, если кассовый разрыв уже наступил?
Чаще предприниматели действуют эмоционально. Или поднимают цены, или распродают товар по себестоимости и ниже. Надеясь на лояльность постоянных покупателей, снижают расходы на рекламу. Берут кредит, не имея четкого плана по его возврату. Тем самым залезая еще в большую финансовую кабалу.
Целесообразно применить следующие способы:
- определить, какие платежи являются обязательными, а какие можно заплатить позже без существенных штрафов;
- добиться у контрагентов отсрочки платежей по поставкам или постараться разбить платеж на более мелкие суммы;
- провести работу с дебиторской задолженностью – направить претензию, приостановить работу, задержать отгрузку недобросовестного клиента;
- рассмотреть возможность сдачи в аренду помещений, оборудования, другого имущества, которое принадлежит компании;
- взять кредит на оптимальных условиях, спланировав его возврат;
- вынимая деньги из бизнеса, хорошо просчитать рентабельность.
И главное уяснить урок – проще предотвратить возникновение кассового разрывы, чем потом экстренно пытаться ликвидировать его негативные последствия.
Планируйте свой бюджет. И Ваш кошелек (касса) не останутся без средств.
Смотрите также: